В августе 2012 года специалисты Google провели исследование, в результате которого выяснилось: пользователь оценивает привлекательность сайта в течение 1/50-1/20 секунды. Кроме того, простые с точки зрения структуры и типичные с точки зрения оформления сайты более интересны, нежели более сложно структурированные варианты.
Для начала следует определиться с тем, что такое типичный сайт. Слово «типичность» обозначает базовый ментальный образ, который синтезируется мозгом, чтобы упросить категоризацию окружающих предметов. То есть в нашем разуме есть шаблоны, которые мы применяем в жизни: например, когда мы говорим о мебели, то представляем себе именно диван, а мужской цвет для нас – это синий. И так во всех категориях.
Типичность представлена и в Интернете, где она состоит из мелких подкатегорий. То есть в нашем сознании есть ментальные шаблоны, например, социальных сетей или интернет-магазина. И если пользователь заходит на сайт, но он не соответствует его представлениям и его ментальному шаблону, ресурс кажется неинтересным. Типичность типичностью, но для привлечения пользователей важно, чтобы он визуально соответствовал своей категории.
Согласно идее когнитивной плавности, наш мозг стремится думать о том, что наиболее просто для восприятия. Не случайно мы выбираем именно те сайты, структура и дизайн которых соответствуют нашим представлениям. Кроме того, в основе когнитивной плавности лежит эффект узнаваемости: то есть мы предпочитаем выбирать то, с чем уже сталкивались и о чем успели составить впечатление. Таким образом, если создатель сайта знает, какие шаблоны использует пользователь и каковы его подсознательные ожидания, его ресурс будет привлекательным.
Но с другой стороны, знать о стандартных типах дизайна хорошо, главное, чтобы следование установленным нормам привело к успеху. Например, во многих интернет-магазинах есть опция слайдеров или карусели изображений, однако исследования показывают, что это скорее ухудшает посещаемость ресурсов. Особенности сайта, который отвечает требованиям пользователя, следующие:
Таким образом, оформление в типичном виде и в соответствии его категории делает ресурс более открытым, интересным и понятным для пользователей.
Совместные исследования, которые были проведены специалистами университетов Колорадо, а также Гарвардского и Мичиганского, выявили, что эстетическое восприятие дизайна того или иного сайта зависит от демографической группы. То есть, допустим, доктора философии не очень любят яркое оформление ресурсов. Но предложить какое-то универсальное решение для привлечения разных групп пользователей специалистам не удалось. Но факт остался фактом: сложные сайты пользователей только отталкивают, поскольку проще понять и осмыслить простое:
Таким образом, чем проще оформлен сайт, тем быстрее информация на нем будет попадать в мозг человека. Знаменитый исследователь Джордж Миллер (университет Принстона) пришел к выводу, что в рабочей памяти взрослого человека могут удерживаться 5-9 «кусочков» информации одновременно. А рабочая память – это участок мозга, который отвечает за хранение и обработку данных в течение буквально нескольких секунд. Этого времени вполне достаточно, чтобы сфокусировать внимание и принять решение.
Если на сайте указаны слишком высокие цены, цветовая схема отключена или не гармонична, страницы загружаются с ошибками, то рабочая память пользователя будет видеть не представленную на ресурсе информацию, а его недостатки. Именно поэтому при создании дизайна сайта и его структурировании стоит учитывать степень подверженности пользователей внешним воздействиям. С помощью правильного дизайна можно повлиять на их рабочую память. Чтобы упростить свой сайт, нужно следовать некоторым правилам: